Современному успешному бизнесу недостаточно просто иметь сайт, его необходимо еще и продвигать, чтобы подняться выше конкурентов в ТОПе поисковой выдачи. Этой работой и занимаются SEO-специалисты. В результате грамотной оптимизации сайта, он поднимается на верхние позиции результатов поиска, где его могут заметить потенциальные клиенты. В материале мы подробно разберем, кто такой SEO-специалист, что это за профессия и как ей научиться.
Что такое SEO?
Термином «SEO» называется поисковая оптимизация сайтов. По сути, все, что делает SEO-специалист, представляет собой комплекс действий, который влияет на онлайн-репутацию и узнаваемость продукта или торговой марки, а также на количество трафика, привлекаемого из поисковиков и рост продаж. Такая оптимизация обладает долгосрочным эффектом: результат работы виден не сразу, зато впоследствии он будет приносить свои плоды в течение нескольких лет.
Коррекция и продвижение сайта с учетом требований поисковиков (в нашей стране чаще всего используются Яндекс и Google) позволяет бизнесу выделиться на фоне конкурентов и повысить уровень доходов. На каждый запрос, который вводится в поле поиска, поисковики выдают тысячи (а иногда и десятки тысяч) сайтов, при этом люди редко просматривают результаты дальше второй страниц. Именно поэтому SEO-оптимизация так важна для бизнеса: если компания предлагает самый лучший и дешевый товар, но при этом находится на 50-м месте в результатах поиска, пользователи никогда не узнают об этом предложении.
Качество работы SEO-специалиста можно измерить не только по росту трафика или другим статистическим данным, но и по вполне реальным показателям:
- Числу новых клиентов, которые пришли на сайт заказчика.
- Росту объема продаж и, соответственно, повышению прибыли.
Чем занимается SEO-специалист
Рассмотрим подробнее, кто это - SEO-специалист, и чем он занимается. SEOшник – это человек, который оптимизирует сайты, делая их более привлекательными для поисковиков и более доступными для людей. Для того чтобы продвинуть портал на достаточно высокую позицию первой страницы результатов поиска, SEO-специалисту необходимо разбираться в подборе ключевых слов, особенностях контента, аналитике данных и программных аспектах создания сайтов. Все стоящие перед SEO-специалистом задачи можно поделить на три группы:
- Технический аудит сайта – поиск ошибок и проблемных моментов, которые не позволяют порталу занимать высокие позиции в результатах поиска. К примеру, это может быть слишком низкая скорость загрузки портала или неправильно настроенная индексация. Найденные ошибки SEOшник может исправлять сам, или поручать эту работу программистам и верстальщикам.
- Составление семантического ядра. Включает в себя сбор оптимальных ключевых запросов, объединение их в кластеры и расширение семантического ядра при помощи дополнительных ключей. После этого следует проработка структуры сайта с созданием отдельных посадочных страниц для одного или нескольких кластеров.
- Линкбилдинг – составление стратегии работы с обратными ссылками на основании анализа продвигаемого сайта и порталов-конкурентов.
Контент для продвигаемых страниц обычно пишет копирайтер по техническому заданию SEO-специалиста. Последний может лично помещать на сайт готовые материалы или просто следить за правильностью и своевременностью их размещения.
Как и где может работать SEO-специалист
SEO-специалисты могут быть как штатными сотрудниками компании и заниматься продвижением ее сайта, так и в веб-студиях, маркетинговых агентствах, интернет-магазинах, IT-компаниях. Также он может работать как фрилансер и предоставлять свои услуги на удаленной основе. Многие SEOшники ведут по нескольку сайтов, при этом для одних проектов они могут решать полный комплекс задач по SEO-оптимизации, а для других – только отдельные. В SEO есть несколько основных специализаций:
- Технический SEO - это работа с технической стороной сайта, включая оптимизацию его структуры, скорости загрузки, метаданных, кода и других элементов, которые влияют на поисковую оптимизацию сайта.
- Контентный SEO - это работа с контентом сайта, включая создание уникального, качественного и релевантного контента, оптимизацию ключевых слов, использование правильной структуры заголовков и подзаголовков, а также других элементов, которые помогают улучшить ранжирование сайта.
- Оптимизация ссылок - это работа с внешними ссылками на сайт, включая поиск и получение качественных ссылок от других сайтов, установку внутренних ссылок на сайте для улучшения пользовательской навигации и других элементов, которые помогают улучшить ранжирование сайта.
- Локальный SEO - это работа с локальными поисковыми запросами, включая оптимизацию местных ключевых слов, создание профилей на местных каталогах и социальных сетях, а также другие элементы, которые помогают улучшить ранжирование сайта в локальных поисковых запросах.
- Мобильный SEO - это работа с мобильными устройствами, включая оптимизацию сайта для мобильных устройств, создание адаптивного дизайна, ускорение загрузки сайта на мобильных устройствах и другие элементы, которые помогают улучшить ранжирование сайта в мобильных поисковых запросах.
- SEO аналитик - это специалист, который занимается анализом и оценкой эффективности SEO-стратегий и действий на сайте. Он использует различные инструменты и метрики для измерения трафика, конверсий, позиций в поисковых системах и других показателей, которые помогают определить эффективность SEO-оптимизации и выявить проблемы, требующие устранения. SEO аналитик также может проводить исследования рынка и конкурентов, чтобы выявить новые возможности для улучшения SEO-стратегии.
Поскольку в продвижении нуждается каждый сайт, независимо от его специфики, опытный SEO-специалист всегда сможет найти хорошую работу. Если вы не хотите быть штатным сотрудником, вы можете работать в удаленном формате, договариваясь с заказчиками лично. Найти клиентов можно как на биржах фриланса или досках объявлений, так и при помощи собственного сайта (подробнее о правильном входе в профессию будет рассказано ниже).
Кто может стать SEO специалистом
Для того чтобы стать SEO-специалистом, необязательно иметь образование в области информационных технологий или рекламы и PR. Хотя подобные знания будут нелишними, но обучиться профессии сможет любой человек, главное – иметь желание и методично осваивать новые знания и развивать необходимые навыки. Поскольку алгоритмы поисковиков и требования к оптимизации сайтов все время меняются, профессиональный SEOшник должен постоянно отслеживать эти изменения и корректировать методы работы.
Что должен уметь SEO-специалист:
- Анализировать большие объемы информации, делать из нее верные выводы и вырабатывать правильную стратегию. Вам понадобится понимать потребности целевой аудитории, изучать конкурентную среду, исследовать ключевые запросы, использовать сервисы web-аналитики и постоянно отслеживать статистические показатели.
- Разбираться в логике поисковых роботов. Яндекс и Гугл анализируют качество сайтов по многим параметрам, при этом критерии оценки постоянно меняются. SEOшник должен оперативно реагировать на изменение алгоритмов, составлять новые стратегии и тестировать их на практике.
- Грамотно использовать семантику - уметь составлять и использовать правильное сематическое ядро для портала любой тематики.
- Своевременно выявлять проблемы и понимать причины их возникновения. Необходимо не только анализировать все важные показатели продвигаемого портала, но и понимать, как именно необходимо исправлять найденные недочеты. Если SEOшник не понимает, почему портал не получается продвигать, его нельзя назвать квалифицированным специалистом.
- Разбираться в HTML, CSS и JavaScript хотя бы на базовом уровне. Умение писать и понимать код позволит вам выделять важные элементы страницы, видеть правильную стратегию их оптимизации, а также находить и исправлять ошибки.
Сколько зарабатывает SEO-специалист
Зарплата SEO специалиста может составлять от 25, до 70-100 тысяч в месяц, профессионалы с большим опытом могут получать и гораздо больше – верхней планки в этой профессии не существует. Размер заработной платы зависит от разных факторов, перечислим самые основные из них:
- стаж и опыт работы;
- уровень знаний и специализация;
- наличие успешных кейсов;
- количество проектов, одновременно находящихся в работе;
- географический регион, в котором ведет свой бизнес заказчик.
Профессия подразумевает широкие возможности для карьерного роста и получения дополнительной прибыли. Накопив определенный опыт, вы можете стать начальником отдела SEO или маркетинга, открыть собственное агентство, запустить несколько своих сайтов и зарабатывать на рекламе, либо продаже каких-либо товаров, а также основать свою школу SEO-продвижения.
Как стать SEO-специалистом
Существует три основных способа освоить эту профессию. Если вы хотите максимально быстро добиться результата, лучше всего не останавливаться на каком-то одном, а комбинировать их все:
- Самостоятельное обучение. Поищите актуальную информацию в интернете, посмотрите видеоуроки и тематические вебинары (многие из них доступны бесплатно), а также попробуйте поработать в демо-версиях статистических сервисов поисковиков. Чтобы проверить свои знания на практике, вы можете создать свой портал и постараться его продвинуть.
- Обучающие курсы. Качественные онлайн-программы обучения SEO-специалистов дают все необходимые и актуальные навыки. К тому же, многие школы помогают своим студентам в трудоустройстве.
- Практическая работа. Вы можете начать свою карьеру с должности помощника SEO-специалиста и осваивать профессию на практике.
Важно помнить, что эту профессию невозможно освоить раз и навсегда. Чтобы поддерживать и совершенствовать свою квалификацию, нужно постоянно развиваться, в этом вам поможет участие в различных тематических семинарах и конференциях.
Чтобы начать зарабатывать, недостаточно знать, как стать SEO-специалистом, необходимо еще уметь находить реальных клиентов. В этом новичку может помочь:
- Стажировка. Многие крупные агентства готовы обучать заинтересованных и ответственных соискателей.
- Вакансия без опыта с небольшой зарплатой – отличный способ отточить свои навыки на практике и получить хороший кейс в свое резюме.
- Биржи фриланса, помогающие специалистам и заказчикам находить друг друга.
- Авито, Яндекс.Услуги и другие доски объявлений - не самый эффективный способ, но все же не стоит сбрасывать его со счетов.
- Размещение рекламы в поисковиках и соцсетях, а также собственный продающий сайт, продвигаемый по нужным ключевым запросам.
Плюсы и минусы профессии
Главными достоинствами профессии SEO-специалиста можно назвать:
- Востребованность. Онлайн-продвижение необходимо бизнесу любого размера и специфики, медийным сайтам, а также социальным и благотворительным порталам.
- Доходность. Размер зарплаты хорошего SEOшника может достигать 70 тысяч, и даже больше.
- Возможность работать удаленно в удобном графике и сотрудничать с компаниями в любой точке мира.
- Интересная работа, которая требует постоянного саморазвития.
- Низкий порог входа. Стать SEO-специалистом сможет любой человек, независимо от возраста, пола или образования.
- Быстрое обучение. Если серьезно подойти к делу, профессию можно освоить всего за несколько месяцев.
Как и любая другая профессия, SEO-оптимизация имеет и свои минусы:
- Необходимость постоянно отслеживать изменения и своевременно на них реагировать.
- Ненормированный рабочий график.
- Большое количество аналитической работы, в том числе и рутинной.
- Высокая конкуренция – быстро найти серьезный проект может быть сложно, особенно начинающему.
- Ответственность перед репутацией бизнеса заказчика.
- Необходимость работать с людьми: иногда SEOшнику приходится быть не только специалистом в своей области, но и психологом.
- Сидячая работа, которая может негативно сказываться на здоровье.
Советы новичкам
В заключение предлагаем вам несколько советов от профессиональных SEOшников, которые помогут вам избежать многих ошибок, свойственных новичкам:
- Не экономьте на SEO-сервисах. Использование качественных платных площадок позволяет существенно повысить качество и продуктивность работы.
- Умейте разделять ожидания клиента и возможности SEO. К примеру, SEOшник не может гарантировать достижение такой цели, как увеличение продаж в пять раз – это зависит не только от продвижения, но и от особенностей функционирования самого бизнеса.
- SEO-продвижение занимает время: устойчивая положительная динамика может проявляться только через несколько месяцев работы. Важно заранее донести это до заказчика.
- Умейте адаптировать методы работы. Если стратегия хорошо показала себя в одной нише, это еще не значит, что она также сработает в другой.
- Учитывайте, что не все запросы можно вывести в ТОП. Например, не стоит тратить время на продвижение небольшого магазинчика техники по запросу «купить смартфон» - вы никогда не сможете обойти крупные федеральные сети и известные магазины.
- Если вы работаете в команде, необходимо правильно ставить задачи и проверять их исполнение. Если ваши рекомендации не исполняются, не стоит ожидать результата.
- Составляя отчеты для клиента, делайте их максимально понятными, снабжая всеми необходимыми комментариями. Заказчик не должен разбираться в SEO, но ему нужно четко понимать, что вы делаете с его сайтом за его же деньги.